(ст. 12.24 КоАП РФ, ст.ст. 264, 350 УК РФ)
С данной категорией дел обычные правопорядочные граждане, сталкиваются достаточно часто, поскольку практически ежедневно все мы являемся участниками дорожного движения и как пешеходы и как водители. И каждый из нас хотя бы один раз в жизни попадал в ДТП.
Участие в ДТП сразу же влечёт целый ряд правовых последствий, делая и пострадавшего и виновного субъектами целого ряда правоотношений, начиная с гражданско-правовых и заканчивая уголовными.
И в большинстве своём те, кто первый раз попадал в ДТП, да ещё и с пострадавшими, не знает как себя правильно вести, как защитить свои права, как общаться с представителями правоохранительных органов и пострадавшими, как доказать свою невиновносность в ДТП и минимизировать его негативные последствия.
Или напротив, в случае, если Вы пострадали в ДТП, необходимо знать, что необходимо делать, чтобы преодолеть волокиту нашей правоохранительной системы, как грамотно отстаивать свои права, добиваться максимального возмещения ущерба от ДТП и компенсации морального вреда.
При этом немаловажным является то, что вне зависимости от вида производства (гражданское, КоАП РФ, уголовное), установление обстоятельств ДТП имеет очень узконаправленную специфику и требует наличия большого опыта работы именно в этой сфере.
Поэтому совершенно очевидно, что лицам, столкнувшимся с этой проблемой, требуется, как минимум грамотная, экстренная юридическая консультация, а в идеале – полное юридическое сопровождение по вопросу участия в ДТП.
Вопрос о привлечении именно к уголовной ответственности ставится в тех случаях, когда в ДТП кто-либо из пострадавших получает тяжкий вред здоровью и (или) наступает его смерть (в случае причинения лёгкого или средней тяжести вреда здоровью речь будет идти о привлечении виновного к административной ответственности, а в случае, если вред здоровью не причинён – о гражданско-правовой ответственности).
При этом необходимо иметь ввиду, что данные уголовные дела являются делами так называемого публичного обвинения, то есть возбуждаются они вне зависимости от воли и желания сторон при наличии к тому процессуальных оснований. То есть как только правоохранительным органам стало известно о факте ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью или с гибелью пострадавшего, данная информация должна быть сразу зарегистрирована в книге учёта сообщений о преступлениях. Затем проводится доследственная проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, по результатам которой принимается процессуальное решение (об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовного дела, либо о направлении проверки сообщения о преступлении по подследственности). В тех случаях, когда пострадавший в ДТП не погиб, но получил телесные повреждения возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ.
В обоих случаях, при наличии телесных повреждений у пострадавших обязательно проведение судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) или исследования (в зависимости от вида производства и стадии процесса), для установления степени тяжести вреда здоровью.
В этом вопросе необходимо иметь ввиду, что после вступления в силу действующих правил определения вреда здоровью, степень тяжести повреждения определяется не исходя из длительности проведённого лечения (как ранее), а исходя из длительности требуемого медицинского лечения при конкретном повреждении, т.е. фактически исходя из самого повреждения (даже в случае, допустим, отказа от госпитализации или дальнейшего прохождения лечения). При этом также как и ранее тяжесть вреда здоровью может быть установлена, исходя из критерия опасности для жизни, к которым, например, отнесено любое проникающее ранение в брюшную, грудную или черепную полость, а также серьёзные переломы.
При этом даже в случае, если пострадавшему установлен вред здоровью той или иной степени тяжести, это ещё не значит, что лицо будет привлечено к ответственности.
В каждом конкретном случае необходимо рассматривать вопрос виновности в ДТП ещё и с автотехнической точки зрения. Например, в случае, если произошёл наезд на пешехода вне установленного для перехода месте (либо при переходе на запрещающий сигнал светофора), необходимо выяснить, имелась ли у водителя техническая возможность избежать наезда на пешехода. И в случае, если такой возможности не было, то дело должно быть прекращено (как уголовное, так и дело об административном правонарушении).
Для этого необходимо настаивать на назначении по делу автотехнической судебной экспертизы (АТЭ) или исследования (в зависимости от вида производства и стадии процесса).
Но в этом вопросе проблема заключается в том, что не всегда из схемы ДТП, протокола осмотра места происшествия, повреждений на автомобилях, следах на проезжей части и т.п., можно почерпнуть достаточные данные для её проведения. В этом случае недостающие данные, например, темп движения пешехода, угол, под которым пешеход пересекал проезжую часть, устанавливаются правоприменителями, например, посредством опроса очевидцев, истребования видеозаписей камер наружного наблюдения. К сожалению, следует констатировать, что далеко не редкими являются случаи, когда в погоне за показателями правоприенители «натягивают» пояснения (показания) очевидцев под те данные, которые повлекут при производстве АТЭ вывод о наличии технической возможности избежать ДТП, а следовательно – подтвердят наличие состава административного правонарушения (преступления) в действиях водителя.
Для того, чтобы этого не произошло, до опроса очевидца ДТП правоприменителями, адвокат уполномочен с согласия такого лица письменно опросить его, указав реальные сведения о ДТП, сообщённые свидетелем. В последующем данный опрос можно предоставить для приобщения к материалам дела, например, с ходатайством об опросе этого очевидца. При этом не лишним будет, чтобы ключевого свидетеля в ходе опроса также сопровождал адвокат, чтобы проследить за тем, чтобы со слов очевидца ДТП все данные были записаны в объяснение (протокол) верно.
Непосредственно при назначении АТЭ (АТИ) также необходимо следить за тем, чтобы все данные для её (его) производства были заданы верно. А в случае, если есть две версии произошедшего, необходимо требовать, чтобы данные дорожной обстановки и сведения о динамике движения участников ДТП задавались на АТЭ для каждой из них, а в последующем доказывать именно свою версию произошедшего.
В настоящее время хорошим подспорьем для разрешения споров о механизме ДТП стала возможность затребовать записи с камер наружного наблюдения, которые можно предоставить для приобщения к материалам дела. Но необходимо помнить, что срок их хранения ограничен.
Также, в любом случае, необходимо записать данные тех лиц, которые являлись очевидцами ДТП. При этом, в случае, если свидетель видел, как всё произошло и устно подтверждает, допустим, Вашу правоту в ДТП, следует требовать, чтобы данные об этом очевидцем попали в документы, оформляемые на месте ДТП, в частности в справку по ДТП. А если инспектор отказывается заносить эти данные, то их необходимо указать хотя бы в своём объяснении (желательно с номером мобильного телефона, фамилией, именем и отчеством, а также местом жительства очевидца).
В случае же, если Вы понимаете, что из-за произошедшего ДТП, Вы растеряны, и можете не верно указать обстоятельства произошедшего (в частности, если Вы чувствуете, что попали в «автоподставу»), то во всех документах по ДТП можно указать, что на основании ст. 51 Конституции РФ Вы отказываетесь от дачи любых пояснений. При этом в предъявленных для подписания документов, таких как схема ДТП, протокол об административном правонарушении, можно указать, что Вы с ними не согласны без пояснения причины (это не лишит Вас возможности в последующем спокойно согласовать свою позицию с адвокатом и при необходимости – согласиться с этими документами).
Наши адвокаты по уголовным делам и делам об административных правонарушениях имеют обширный опыт работы по данной категории дел (в частности и как лица, ранее осуществлявшие предварительное следствие по ним, а в последующем – как защитники лиц, привлекаемых к ответственности, а также как представители потерпевших). Мы будем рады оказать Вам эффективную юридическую помощь.